Художественное стекло Хаконе

Художественное стекло Хаконе. Часть I.

Хаконе – город, расположенный примерно в ста километрах на юго-запад от Токио и в шестидесяти на юго-восток от вулкана Фудзи. 
Это город-курорт, где жители мегаполиса Токио проводят свои выходные. Хаконе известен горячими источниками, впрочем, ими может хвастаться практически любой город Японии, озером Аси, с которого открывается великолепный вид на Фудзи, а также прекрасными музеями.
Ворота Тории, стоящие прямо в воде озера Аси – часть храмового комплекса «Кудзурю-дзиндзя», название которого означает «Храм девятиглавого дракона». Считается, что и сам дракон, напакостивший в свое время предостаточно, сидит на дне и плачет слезами раскаяния, которые делают воды озера прозрачными и чистыми.
Говоря о стекле, нужно упомянуть Музей венецианского стекла, Музей Лалик и Музей под открытым небом. Стекло Рене Лалика заслуживает отдельной публикации, Музей под открытым небом тоже требует особого подхода, оставим их на будущее.
Музей стекла Hakone Garasu no Mori
На переднем плане художественный объект Дейла Чиули, их было создано два в честь партнерства между Музеем стекла Хаконе и Музеем муранского стекла Венеции, второй, соответственно, там и находится. Дальше на фото – лодочка, излюбленный прием того же Чиули, а над мостом – знаменитая арка девяти метров в высоту и десяти в длину из 160 000 переливающихся хрустальных бусинок, которые свободно закреплены и колышутся на ветру.
Этот музей основал бизнесмен Укаи Садао, чья основная деятельность – сеть люксовых ресторанов по всей Японии. Коллекция сформирована им лично, по его вкусу и усмотрению. На мой взгляд, вот такой авторский пристрастный подход к музейной деятельности наиболее интересен, нежели академический подход нанятых кураторов.
Фонтан, который называется «Фейерверк». Сделан он по тому же принципу, что и Арка, для его создания понадобилось 48 000 хрустальных бусин.
Этот музей так же называют Hakone’s Glass Forest Museum (стеклянный лес, что понятно) и Hakone Garasu no Mori. Я долго пыталась понять, что означает это название, пока меня не осенило: Garasu – это японский вариант слова glass, у японцев нет звука «л», соответственно «гласс» звучит как «гарасу».

Если честно, сначала я туда идти не собиралась: венецианского стекла я перевидала немало и саму Венецию вдоль и поперек облазила, и во всем мире, куда не придешь, везде венецианское (муранское) стекло. Еще в Японии тратить время на это? Пошла, конечно. И не то, что не пожалела, я ужаснулась: как я могла это пропустить?! Поверьте, в Венеции такого вы точно не увидите. По крайней мере, в одном месте. Собственно, вся коллекция состоит из двух больших частей: историческое венецианское стекло XV-XIX вв., музей владеет почти пятьюстами предметами этого периода, из которых экспонируются около ста, и современное стекло, которое, в свою очередь, представлено очень разными направлениями.
Стеклянный лес стеклянного музея
Или, точнее, парк. Это довольно большая территория, по которой разбросаны самые разнообразные стеклянные композиции: знаменитые Арка и Фонтан, которые фигурируют во всех путеводителях, деревья и цветы, а так же большие объекты Дейла Чиули, созданные специально для этого музея.
Деревья, так же как Арка и Фонтан, увешаны хрустальными переливающимися гранеными бусинами. Цветы на заднем плане – приглядитесь, красные в вазоне, белые – все это сделано из стекла, как и на переднем плане.
Есть и отдельный уголок, где расположился самый настоящий стеклянный сад: вишневые деревья из зеленого и розового стекла, цветут самые разные стеклянные цветы, а по стенам ползут яркие лианы тоже из стекла.
Общий дизайн Музея – это как бы такой уголок средиземноморской Европы. Точнее, Италии. Но это очень японская Европа.
Двинемся дальше, в павильоны.
Венецианское стекло
Чаша из халцедонового и авантюринового стекла. 1668 г. Венеция. Выдувание, формирование, халцедоновое, авантюриновое стекло.
Интересно, что во всей атрибуции в музейной полиграфии и на сайте используется именно этот термин: «венецианское стекло», а не «муранское», как принято говорить у нас. И место изготовления тоже указывается: «Венеция». Кстати, у нас «муранское» заменило «венецианское» не так уж давно.

В Музее под этим названием понимается та часть коллекции, которая охватывает XV-XIX вв. Стекло же XX в., хотя и представлено в основном итальянцами, называется «Современное стекло».
Стеклянный шедевр Джузеппе Баровье
Бокал на тонком стебельке. Джузеппе Боровье. 1895 г. Венеция. Выдувание.
Об этом бокале и его авторе стоит сказать несколько слов отдельно. Джузепе Баровье прожил долгую плодотворную жизнь с 1853 до 1942г. Вместе со своими братьями Бенуто и Бенедетто основал компанию «Искусство Баровье», которая производила изысканную посуду с использованием широкого спектра венецианских техник. Бокал, который вы видите на изображении, и ряд подобных ему считаются первыми венецианскими изделиями в стиле модерн.

Эксперты полагали, что такой бокал невозможен. В процессе изготовления сначала создается сам сосуд, потом к нему прикрепляется ножка, затем к ножке присоединяется комочек стекла, который формируется в подставку. Но в данном случае усилие, которое прилагается, чтобы расплющить основание, просто-напросто сломает тонкий стебелек. Баровье создает все части отдельно и только потом соединяет их. Работа виртуозная.

В настоящее время существует компания «Баровье и Тосо», производящая люксовые светильники, которая декларирует свой возраст в семь веков, очевидно, Джузеппе и его братья были потомственными мастерами, но пока мне не удалось найти более подробную информацию о их истории.

Продолжение следует...
Юлия Крутеева
художник по стеклу, мастер в технике фьюзинг
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
назад
Как я ходила на Фудзи
Огромный величественный Фудзи стал моей самой настоящей любовью с первого взгляда. 
вперед
Художественное стекло Хаконе. Часть II.
В одном из многочисленных отделов музея есть пара витрин, где на темной подложке лежат крошечные «пятачки», чтобы рассмотреть, нужно склониться над ними.