Фернан Леже: живопись, скульптура, мозаика и стекло

Фернан Леже: живопись, скульптура, мозаика и стекло

Один из интереснейших художников, творчество которого мне очень близко, и, очевидно, оказывает на мою работу свое влияние – француз Фернан Леже.
Скажу сразу: бесполезно смотреть его работы в альбомчиках и в интернете. Настоящее впечатление о монументальности и его творчества во всех смыслах можно получить, посетив его музей в Биоте.
Расшифрую «монументальность во всех смыслах»: я имею ввиду и размеры его работ, помимо полотен, это и скульптура, причем цветная, и витражи, и изразцовые панели. Монументальность Фернана Леже и в его работе с цветом. Обратите внимание, у него практически нет сложных цветов, но те немногие: зеленый, красный, желтый, синий и коричневый – они настолько выпуклы, объемны и огромны, что даже не обращаешь внимание на довольно сдержанную палитру художника.

Монументальность Фернана Леже – это и прямое значение этого слова, в багаже художника и крупные мозаики, и огромные витражи.
Биот Фернана Леже - место керамики и стекла
В этом прекрасном месте художник прожил недолго, и умер в 1955 году. Его жена Надя Ходасевич и друг Жорж Бокье выстроили на купленном участке музей, которые открылся 1960-м году. В 1967 музей был передан государству и стал национальным.
Фернан Леже: чистые локальные цвета и никаких компромиссов Фернана Леже
Фернан Леже прожил долгую (1881 – 1955), не по годам, а по протяженности творческого пути, жизнь. Его замыслы и подход к искусству всегда был необыкновенно широким, всеобъемлющим. Еще в самом начале этого пути один из критиков писал: «Фернан Леже измеряет день и ночь, взвешивает массы, рассчитывает сопротивление. Его композиции… это живое тело, органами которого являются деревья и фигуры людей. Строгий художник, Фернан Леже увлекается этой затрагивающей биологию глубинной стороной живописи, которую предчувствовали Микеланджело и Леонардо».

Трагической страницей в биографии художника стала первая мировая война, где он был отравлен газом, долго лечился, и демобилизовался только в 1918 году. Это не могло не стать переломным моментом в его художественных поисках.
«Три года без единого мазка кистью, но в непосредственном соприкосновении с жесточайшей и грубой реальностью. Получив свободу, я извлекаю пользу из этих тяжелых лет, принимаю решение: создавая пластические образы, использовать только чистые и локальные цвета и большие объемы, не идя ни на какие компромиссы. Отказываюсь от сделок с общепринятым вкусом, от серости палитры, от мертвых поверхностей заднего плана. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений: меня сформировала война»

- так он сам сказал об этом.
Монументальный Леже
Годы, связанные с Биотом, центром керамики и стеклоделия, хотя и стали последними годами жизни художника, были плодотворны:

  • Вместе с Роланом Брисом делает в Биоте первые керамические работы.
  • Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия).
  • Оборудует в Биоте керамическую мастерскую.
  • Выставляет в галерее Лериса первые полихромные скульптуры, и на Триеннале в Милане большую композицию.
  • В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре.
Так же созданы:
  • панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке;
  • мозаика и витражи для Каракасского университета, заказанные Раулем Виллануэва;
  • витраж в Каракасе для Инносенте Паласиоса; витражи для церкви в Курфевре.
Юлия Крутеева
художник по стеклу, мастер в технике фьюзинг
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
назад
Международное биеннале стекла
Итак, Международное биеннале стекла 2019 в Болгарии. Это молодое мероприятие. Проводится оно во второй раз, первое состоялось, соответственно, в 2017 году.
вперед
Эдвард Мунк
Все мы знаем знаменитую картину Эдварда Мунка «Крик». А что еще мы знаем о его творчестве?