Новинки коллекций
Художественное стекло Юлии Крутеевой

Эдвард Мунк

Все мы знаем знаменитую картину Эдварда Мунка «Крик». А что еще мы знаем о его творчестве?
Практически ничего, ну, может, еще кто-то пару работ в интернете видел. «Вампир», или «Поцелуй». Пишу, естественно, с точки зрения обывателя. Кто в теме, те, конечно, знают. Для меня выставка в Третьяковке стала одним из величайших открытий.
Солнце
Несколько слов о Мунке
Автопортрет у стены дома
Эдвард Мунк, 1863 – 1944, норвежский художник, экспрессионист, хотя мне по манере письма он очень явно напоминает символистов, несмотря на то, что его картины наполнены совершенно иным эмоциональным содержанием. Как живописец, был очень успешным, карьера его складывалась очень удачно. В его жизни было много мрачных моментов: смерти и болезни близких, изнуряющие любовные отношения, психические срывы, алкоголизм. Все это нашло отражение в его творчестве.
Крик
Он был привлекательным мужчиной, его но рисовал он себя всегда иначе, добавляя возраста, морщин, тревожной изможденности – рисовал душу, но не внешность. Самая известная его картина «Крик» была написана под воздействием совершенно конкретного события, точнее, никакого особого события не было, это было очень яркое переживание художника, которое настигло его во время прогулки:

«Я шел по дороге с друзьями. Солнце село. Внезапно небо стало кровью, и я ощутил дыхание скорби. Я замер на месте, привалился к ограде — я чувствовал смертельную усталость. Из туч над фьордом потоками лилась кровь. Мои друзья двинулись дальше, а я остался стоять, дрожа, с открытой раной в груди. И услыхал странный протяжный крик, заполнивший все пространство вокруг меня».

На выставке представлена не эта картина, а одна из ее вариаций, что, впрочем, не лишает ее ни эмоциональности, ни силы воздействия.
Графика Эдварда Мунка
Ревность
Экспозиция занимает три зала. Построена она так, что сначала вы видите гравюры. Главным открытием здесь для меня стало великое мастерство художника передавать человеческие эмоции. Причем не поверхностные, а какие-то очень глубинные, которые внутри, подчас они такие тонкие, что вряд ли даже сам человек, проживающий их, внятно их идентифицирует.
Страх
На стене цитата художника: «Я видел людей за их масками – улыбающимися, флегматичными, спокойными лицами – я смотрел сквозь них и видел страдание во всех без исключения – бледные тела, без устали спешащие по этому извилистому пути, что ведет к могиле». Конечно, во многом такой взгляд – состояние самого художника. Более того, скажу, все эти лица на картинах, с необычными, искаженными чертами, расплывающиеся, искаженные, колеблющиеся, как и плывущий воздух над ними – все это собственный мир художника. Его призраки, его чувства, обнаженность его больного сознания. Но почему же они так потрясают нас, точно попадая в какие-то неизведанные, но очень чуткие области нашей души?
Две женщины на берегу
Я не очень люблю черно-белое. Но в данном случае, многие работы оказались как-бы квинтэссенцией аналогичных, выполненных в цвете. Как-будто из картины взята самая суть, самая ее настоящая первопричина и правота.

Мунк – мастер страха и отчаяния.

Мунк - мастер линии.

Некоторые гравюры цветные. Хотя, на самом деле их трудно так назвать. Как правило, присутствуют всего два или три цвета, но как они работают!
Эдвард Мунк и цвет
Меланхолия
Следующие два зала наполнены цветом. Вот эта современная мода затемнять пространство, высвечивая лишь картины, в данном случае как-бы сохранила этот флер трагичности, заданные первым залом с графикой. Если честно, мне бы очень хотелось бы увидеть эти картины и при нормальном освещении. Потому что они удивительны богаты цветом.

Можно просто часами вглядываться в одну картину и находить бесконечное количество цветовых нюансов. Совершенно контрастные, невообразимые , спорящие друг с другом мазки, тем не менее создают совершенно единую, монолитную цветовую гамму каждого холста. Цвет – особый язык. Он говорит с нами вне образа, он действует напрямую, вне осознания, поражая без промаха.

Мунк – величайший мастер цвета.
Слово Эдварда Мунка
Наследственность
Еще одна вещь поразила меня. Это необыкновенная точность названий. Это не просто формулировка или эмоция, это последний, завершающий, самый акцентуированный штрих. Это часть картины, не визуально, но смыслово, эмоционально. Ты смотришь на картину, она тебя завораживает, потрясает, трогает, ты переводишь взгляд на название, и оно пронзает, завершает ход твоих ощущений просто каким-то небывалом акцентом, ставит точку, дальше которой уже нет ничего.

Мунк – мастер определений.

Сначала я хотела пройти мимо этой жуткой картины. Но увидела название и остановилась как вкопанная. Мне кажется, вся трагедия вместилась в это одно слово. Для тех, кому непонятно, объясню, что это последствие сифилиса, который в то время был жуткой неизлечимой проблемой.

То, что я написала – не какая-то искусствоведческая аналитика, это всего лишь попытка сформулировать свои открытия. А дальше без лишних слов, предлагаю очень поверхностно познакомится с тем, что можно увидеть на выставке. Многие картины я скадрировала довольно произвольно, потому что не преследовала задачу сделать репродукции.

Тем, у кого есть возможность ее посетить, настоятельно рекомендую сделать это. Не бойтесь атмосферы страха и отчаяния, ее нет. Ты ощущаешь, как мучали художника его демоны, но он не выплеснул их в наш мир через свои картины, он их в них заключил. Испытывая эмоциональные потрясения, мы не заражаемся ими. Я вышла с выставки ошеломленной, потрясенной увиденным, но в совершенно возвышенном состоянии. Сходите, не пожалеете.
Юлия Крутеева
художник по стеклу, мастер в технике фьюзинг
назад
Фернан Леже: живопись, скульптура, мозаика и стекло
Один из интереснейших художников, творчество которого мне очень близко, и, очевидно, оказывает на мою работу свое влияние – француз Фернан Леже.
вперед
Парк Кекенхоф
Каждый, кто был в Голландии, или только туда собирается, знает об этом парке.