Еще одна вещь поразила меня. Это необыкновенная точность названий. Это не просто формулировка или эмоция, это последний, завершающий, самый акцентуированный штрих. Это часть картины, не визуально, но смыслово, эмоционально. Ты смотришь на картину, она тебя завораживает, потрясает, трогает, ты переводишь взгляд на название, и оно пронзает, завершает ход твоих ощущений просто каким-то небывалом акцентом, ставит точку, дальше которой уже нет ничего.
Мунк – мастер определений.
Сначала я хотела пройти мимо этой жуткой картины. Но увидела название и остановилась как вкопанная. Мне кажется, вся трагедия вместилась в это одно слово. Для тех, кому непонятно, объясню, что это последствие сифилиса, который в то время был жуткой неизлечимой проблемой.
То, что я написала – не какая-то искусствоведческая аналитика, это всего лишь попытка сформулировать свои открытия. А дальше без лишних слов, предлагаю очень поверхностно познакомится с тем, что можно увидеть на выставке. Многие картины я скадрировала довольно произвольно, потому что не преследовала задачу сделать репродукции.
Тем, у кого есть возможность ее посетить, настоятельно рекомендую сделать это. Не бойтесь атмосферы страха и отчаяния, ее нет. Ты ощущаешь, как мучали художника его демоны, но он не выплеснул их в наш мир через свои картины, он их в них заключил. Испытывая эмоциональные потрясения, мы не заражаемся ими. Я вышла с выставки ошеломленной, потрясенной увиденным, но в совершенно возвышенном состоянии. Сходите, не пожалеете.