У нас стало модно использовать слово «кластер». Причем все эти кластеры, как правило, кроме красивого названия не несут особой смысловой нагрузки.
И вот когда думала, как мне назвать французский городок Биот – стеклянная Мекка, центр стеклоделия, город стекла - мне вспомнилось это слово. И вот здесь оно как раз абсолютно в точку.
Действительно, это стекольный кластер, включающий в себя все: историческую составляющую, традиции, индивидуальность, множество мастерских, галерей и экскурсионные возможности самого разного толка.
Итак,
БИОТ. Стекольный кластер
Из каждой поездки на Лазурный берег Франции я привожу несколько предметов из красивого стекла с пузырьками.
Сегодня у меня уже есть стаканы для вина, разного цвета, кувшинчики, вазочки разных размеров, оригинальная двойная бутылочка для оливкового масла и бальзамического уксуса.
И даже две довольно крупные вазы собственного изготовления!
Пузырьки в массе стекла стали визитной карточкой Биота, Бийо, как говорят французы.
Если вы хотите познакомиться с самобытным стеклом Франции, вам сюда. Крошечный городок, коммуна недалеко от Ниццы.
История
Биот расположен на довольно высокой горе, как, впрочем, многие городки этого региона. Раньше гора была вулканом. Прекрасное соседство – где еще возникнуть центру стеклоделия, как не на вулкане?
Люди здесь жили всегда – сначала кельты, которых вытеснили римляне незадолго, точнее, примерно за 40 лет до начала нового времени.
Видимо, римляне и привезли сюда это древнее ремесло, и сейчас остается только сказать, что стекло здесь делали всегда. Ну или почти всегда.
В самом начале XIII века здесь обосновались тамплиеры, что поспособствовало дальнейшему развитию региона, но в XIV веке чума, а затем голод выкосили практически все население Биота.
С 1470 года сюда начали переселяться жители итальянской Лигурии, и жизнь постепенно взяла свое.
С древних времен Биот знаменит не только стеклоделием. Здесь всегда делали огромные сосуды для оливкового масла.
И сейчас в городке то тут, то там, можно увидеть эти старые вазы, правда, теперь они используются в качестве городских украшений и маленьких клумб.
Волшебные пузырьки
Наверное, Биот так бы и остался милым городком с прованским шармом, великолепными видами и бесхитростными ремеслами, но с 50-х годов началось возрождение стеклоделия, причем, стекло биота приобрело тот самый незабываемый вид, благодаря которому оно узнаваемо во всем мире.
Это событие связано с именем Элои Мано. И с дефектом стекла – появлением большого количества пузырьков воздуха в стеклянной массе из-за несовершенства стекловаренного процесса.
Мано пришла в голову идея превратить дефект в эффект. Первая же его серия предметов быта из цветного стекла с пузырьками имела большой успех, и со временем стала визитной карточкой города.
Стеклодувы Биота подхватили эту творческую идею, и сегодня даже в каждом ресторанах Биота вино нальют вам обязательно в стаканы с пузырьками, оливковое масло подадут в бутылочке из того же стекла.
И практически во всех галереях вы увидите разные предметы с теми же пузырьками, заставляющими стекло по-особому сверкать и переливаться.
La Verreire de Biot
Элои и Люси Мано
Элои и Люси Мано
Так начиналась фабрика La Verreire de Biot
Элои Мано и его жена основали небольшое предприятие под названием La Verreire de Biot. Их дети продолжили дело родителей.
Сегодня небольшая фабрика не только по-прежнему производит изделия из своего знаменитого стекла. Здесь же можно получить совершить интереснейшую экскурсию и узнать много интересного о производстве стекла.
Например, что каждый месяц работы предприятия посвящен одному цвету. Один месяц – голубое, другой – синее, зеленое и т.д. В мой первый приезд здесь работали с лавандовым стеклом, а в последний – со светло-зеленым. После того, как изготовлена партия изделий одного цвета, печи выключают, выколачивают остатки стекла, и приступают к работе с другим цветом.
В процессе работы печь никогда не выключается, поддерживая стекло в расплавленном состоянии.
За несколько лет горячее стекло, которое при высоких температурах приобретает свойство щелочи, разъедает огнеупорные стены печи, и печь подлежит замене. Во дворе фабрики стоит несколько таких, отработавших свое, печей. А однажды – я в Биот приезжаю при каждой возможности – я видела целую галерею печей.
Так же на фабрике можно бесплатно полюбоваться мастером стеклодувов: площадка открытая, и вы можете наблюдать хоть целый день.
И вишенка на торте: под руководством и с помощью мастера вы можете выдуть себе вазочку! Я это делала два раза, и скажу вам, ощущения потрясающие!
И вишенка на торте: под руководством и с помощью мастера вы можете выдуть себе вазочку! Я это делала два раза, и скажу вам, ощущения потрясающие!
Так же при фабрике есть галерея (Музей La Verreire de Biot), где выставляются разные работы художников по стеклу. Они всегда меняются, поэтому каждый раз я не забываю сюда заглянуть.
Здесь же есть волшебная темная комнатка, где демонстрируются изделия из уранового стекла, которые светятся в темноте под направленными лучами.
Конечно, здесь есть и магазин. И поверьте, походить между рядами стеллажей, наполненных прозрачным пузырящимся стеклом – незабываемое удовольствие. Но, извиняюсь заранее перед мастерами, покупать эти предметы лучше в маленьких галерейках – они будут стоить в два раза дешевле. Я, например, заглядываю в Verrerie Du Val De Pôme, а в последний раз насмелилась и заказала комплект маленьких вазочек разного цвета.
Музей La Verreire de Biot
Музей La Verreire de Biot
Музей La Verreire de Biot
Музей La Verreire de Biot
Музей La Verreire de Biot
Музей La Verreire de Biot
Музей La Verreire de Biot
Музей La Verreire de Biot
Галерея стекла
Прямо напротив фабрики La Verreire de Biot располагается галерея современного искусства, где демонстрируются объекты из стекла.
Скажу честно, сколько раз я ни бывала в Биоте, мне никак не удавалось в нее попасть. И вот наконец-то! Она была открыта. Я сфотографировала все!
Мастера Биота
Помимо La Verreire de Biot, в городке есть еще несколько мастерских, большинство из них производит практически тот же ассортимент, что и фабрика, но есть и галерея настоящего высокохудожественного стекла: Pierini.
Галерея расположена в здании, которое раньше было мельницей для оливкового масла. Естественно, старые стены оставили, надстроив и расширив помещение. А прямо посреди зала красуется огромный каменный жернов, который раньше давил масло из оливок.
Здесь можно увидеть потрясающие работы, а если повезет, то увидеть, как создаются настоящие шедевры.
Предприятие это династическое. На сегодняшний день ведущим мастером является Антуан Перрини.
Раньше здесь же была галерея Дидье Саба (Didier Saba) – я даже купила красивую вазу, но с тех пор Саба сделал хорошую карьеру, открыл несколько своих галерей по всей Франции и переехал в Антиб. Да и вазы теперь стоят значительно дороже.
Вокруг Биота
Места вокруг Биота просто наполнены искусством и историей. И речь даже не о Каннах, Ницце и Монако, которые расположены практически «в шаговой доступности».
В самом Биоте есть совершенно великолепный Музей Фернана Леже. А недалеко – в Антибах - Музей Пикассо. Гольф-Жуан-Валарис интересен тем, что Пикассо, учившийся там искусству керамики, в благодарность городку расписал придел в местной церкви.
А в Грассе церковь украсил Матисс.
Есть там еще городок Сен-Поль де Ванс – это город художников и художественных галерей. Там же похоронен Марк Шагал, музей которого находится в Ницце.
Так же в Сен-Поле сохранилось кафе, в котором проводили время все знаменитые художники того времени, оно и сейчас работает, но, чтобы попасть туда на чашку кофе, нужно зарезервировать столик месяца за два. Но взглянуть на него снаружи – вполне доступно.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности