Биот

Биот

У нас стало модно использовать слово «кластер». Причем все эти кластеры, как правило, кроме красивого названия не несут особой смысловой нагрузки.
И вот когда думала, как мне назвать французский городок Биот – стеклянная Мекка, центр стеклоделия, город стекла - мне вспомнилось это слово. И вот здесь оно как раз абсолютно в точку.
Действительно, это стекольный кластер, включающий в себя все: историческую составляющую, традиции, индивидуальность, множество мастерских, галерей и экскурсионные возможности самого разного толка.

Итак,
БИОТ. Стекольный кластер
Из каждой поездки на Лазурный берег Франции я привожу несколько предметов из красивого стекла с пузырьками.

Сегодня у меня уже есть стаканы для вина, разного цвета, кувшинчики, вазочки разных размеров, оригинальная двойная бутылочка для оливкового масла и бальзамического уксуса.

И даже две довольно крупные вазы собственного изготовления!
Пузырьки в массе стекла стали визитной карточкой Биота, Бийо, как говорят французы.


Если вы хотите познакомиться с самобытным стеклом Франции, вам сюда. Крошечный городок, коммуна недалеко от Ниццы.
История
Биот расположен на довольно высокой горе, как, впрочем, многие городки этого региона. Раньше гора была вулканом. Прекрасное соседство – где еще возникнуть центру стеклоделия, как не на вулкане?

Люди здесь жили всегда – сначала кельты, которых вытеснили римляне незадолго, точнее, примерно за 40 лет до начала нового времени.

Видимо, римляне и привезли сюда это древнее ремесло, и сейчас остается только сказать, что стекло здесь делали всегда. Ну или почти всегда.
В самом начале XIII века здесь обосновались тамплиеры, что поспособствовало дальнейшему развитию региона, но в XIV веке чума, а затем голод выкосили практически все население Биота.

С 1470 года сюда начали переселяться жители итальянской Лигурии, и жизнь постепенно взяла свое.
С древних времен Биот знаменит не только стеклоделием. Здесь всегда делали огромные сосуды для оливкового масла.

И сейчас в городке то тут, то там, можно увидеть эти старые вазы, правда, теперь они используются в качестве городских украшений и маленьких клумб.
Волшебные пузырьки
Наверное, Биот так бы и остался милым городком с прованским шармом, великолепными видами и бесхитростными ремеслами, но с 50-х годов началось возрождение стеклоделия, причем, стекло биота приобрело тот самый незабываемый вид, благодаря которому оно узнаваемо во всем мире.

Это событие связано с именем Элои Мано. И с дефектом стекла – появлением большого количества пузырьков воздуха в стеклянной массе из-за несовершенства стекловаренного процесса.
Мано пришла в голову идея превратить дефект в эффект. Первая же его серия предметов быта из цветного стекла с пузырьками имела большой успех, и со временем стала визитной карточкой города.

Стеклодувы Биота подхватили эту творческую идею, и сегодня даже в каждом ресторанах Биота вино нальют вам обязательно в стаканы с пузырьками, оливковое масло подадут в бутылочке из того же стекла.

И практически во всех галереях вы увидите разные предметы с теми же пузырьками, заставляющими стекло по-особому сверкать и переливаться.
La Verreire de Biot
Так начиналась фабрика La Verreire de Biot
Элои Мано и его жена основали небольшое предприятие под названием La Verreire de Biot. Их дети продолжили дело родителей.

Сегодня небольшая фабрика не только по-прежнему производит изделия из своего знаменитого стекла. Здесь же можно получить совершить интереснейшую экскурсию и узнать много интересного о производстве стекла.

Например, что каждый месяц работы предприятия посвящен одному цвету. Один месяц – голубое, другой – синее, зеленое и т.д. В мой первый приезд здесь работали с лавандовым стеклом, а в последний – со светло-зеленым. После того, как изготовлена партия изделий одного цвета, печи выключают, выколачивают остатки стекла, и приступают к работе с другим цветом.
В процессе работы печь никогда не выключается, поддерживая стекло в расплавленном состоянии.

За несколько лет горячее стекло, которое при высоких температурах приобретает свойство щелочи, разъедает огнеупорные стены печи, и печь подлежит замене. Во дворе фабрики стоит несколько таких, отработавших свое, печей. А однажды – я в Биот приезжаю при каждой возможности – я видела целую галерею печей.

Так же на фабрике можно бесплатно полюбоваться мастером стеклодувов: площадка открытая, и вы можете наблюдать хоть целый день.
Так же при фабрике есть галерея (Музей La Verreire de Biot), где выставляются разные работы художников по стеклу. Они всегда меняются, поэтому каждый раз я не забываю сюда заглянуть.

Здесь же есть волшебная темная комнатка, где демонстрируются изделия из уранового стекла, которые светятся в темноте под направленными лучами.

Конечно, здесь есть и магазин. И поверьте, походить между рядами стеллажей, наполненных прозрачным пузырящимся стеклом – незабываемое удовольствие.
Но, извиняюсь заранее перед мастерами, покупать эти предметы лучше в маленьких галерейках – они будут стоить в два раза дешевле. Я, например, заглядываю в Verrerie Du Val De Pôme, а в последний раз насмелилась и заказала комплект маленьких вазочек разного цвета.
Галерея стекла
Прямо напротив фабрики La Verreire de Biot располагается галерея современного искусства, где демонстрируются объекты из стекла.

Скажу честно, сколько раз я ни бывала в Биоте, мне никак не удавалось в нее попасть. И вот наконец-то! Она была открыта. Я сфотографировала все!
Мастера Биота
Помимо La Verreire de Biot, в городке есть еще несколько мастерских, большинство из них производит практически тот же ассортимент, что и фабрика, но есть и галерея настоящего высокохудожественного стекла: Pierini.

Галерея расположена в здании, которое раньше было мельницей для оливкового масла. Естественно, старые стены оставили, надстроив и расширив помещение. А прямо посреди зала красуется огромный каменный жернов, который раньше давил масло из оливок.

Здесь можно увидеть потрясающие работы, а если повезет, то увидеть, как создаются настоящие шедевры.

Предприятие это династическое. На сегодняшний день ведущим мастером является Антуан Перрини.
Раньше здесь же была галерея Дидье Саба (Didier Saba) – я даже купила красивую вазу, но с тех пор Саба сделал хорошую карьеру, открыл несколько своих галерей по всей Франции и переехал в Антиб. Да и вазы теперь стоят значительно дороже.
Вокруг Биота
Места вокруг Биота просто наполнены искусством и историей. И речь даже не о Каннах, Ницце и Монако, которые расположены практически «в шаговой доступности».

В самом Биоте есть совершенно великолепный Музей Фернана Леже. А недалеко – в Антибах - Музей Пикассо. Гольф-Жуан-Валарис интересен тем, что Пикассо, учившийся там искусству керамики, в благодарность городку расписал придел в местной церкви.
А в Грассе церковь украсил Матисс.


Есть там еще городок Сен-Поль де Ванс – это город художников и художественных галерей. Там же похоронен Марк Шагал, музей которого находится в Ницце.

Так же в Сен-Поле сохранилось кафе, в котором проводили время все знаменитые художники того времени, оно и сейчас работает, но, чтобы попасть туда на чашку кофе, нужно зарезервировать столик месяца за два. Но взглянуть на него снаружи – вполне доступно.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Юлия Крутеева
художник по стеклу, мастер в технике фьюзинг
назад
Искусство укрощения трещин
Речь о совершенно необычных работах художника Саймона Бергера, конечно же, это стекло, но что он с ним делает!
вперед
Скоро