Если вы решили работать со стеклом, стоит ли «танцевать от печки»?

Очень часто ко мне обращаются за советом: какую печь приобрести для занятий фьюзингом. Точнее, какой марке отдать предпочтение. Если честно, меня всегда ставит в тупик этот вопрос. Я реально не знаю, что ответить. Конечно, стараюсь что-то объяснить, но боюсь, что для кого-то это выглядит как мое нежелание делиться информацией, а может, и как некомпетентность.

Представьте себе ситуацию, что человек, который раньше не ходил в лес дальше границы города, решил стать грибником, по серьезному заняться сбором и заготовкой грибов. И первый вопрос, которым он озадачивается: а с какой корзинкой ходить за грибами? И он спрашивает вас: ну вот, ты опытный, что ты посоветуешь, какую лучше мне брать корзинку? А вы в недоумении, вы готовы рассказать ему о том, какие есть виды грибов, какие самые лучшие, какие попроще, что и где растет, в какое время и где их искать, ну и т.д. А про корзинку? Да хоть с мешком полиэтиленовым ходи.

Честное слово, вопрос о печи звучит примерно так же. Безусловно, печь – главный инструмент того, кто работает с теплым и горячим стеклом. Но прежде, чем ее выбирать, лучше все-таки познакомиться с процессом фьюзинга. Я имею ввиду не то развлечение, которое называется «мастер-классом», когда 95% работы за вас сделает сам мастер. Я подразумеваю внятное обучение, где вам расскажут о природе стекла, и, самое главное, о том, как ведет себя стекло в зависимости от температуры. И расскажут вам о принципах работы с печью. Это самое важное знание. Виртуозное владение стеклорезом – вопрос навыка. А вот правильно запечь, а тем более, отмолировать изделие – это более серьезная задача. Конечно, если вы собираетесь делать маленькие простенькие тарелочки: подложка, цветочек, два листика, или небольшие украшения, может, действительно, будет достаточно базовой программы, которую вам кто-нибудь выставит. И, возможно, вас совсем не будет смущать, что вот тут край некрасиво сморщился, а вот тут уголок кверху задрался и колется, и какие-то матовые пятна вылезли, да и обратная сторона какая-то не очень гладкая. Ерунда ведь, зато своими руками. Правда, может и вообще все треснуть. Но это уж как получится.

Готовые изделия на формах в печи.

О специфике работы со стеклом

Честно говоря, незнание материала, неумение работать с печью – проблема не только начинающих фьюзингистов. В ФБ ходят, например, фотографии с выставки в Музее стекла (Санкт-Петербург) или дипломные работы студентов из Строгановки, так вот они так же демонстрируют плохое владение материалом. Впрочем, это и неудивительно. Сами российские принципы стеклоделия очень отличаются от таковых, например, в той же Венеции. Там никого не волнует твой диплом, и какой вуз ты закончил. О твоем мастерстве будут судить только по тому, что ты умеешь делать.

Это мне рассказал Николо Моретти, у которого я проходила мастер-класс по миллефиори.

Молодые люди приходят в мастерскую, где у печи могут одновременно работать до 35 человек, и только один из них – мастер. Мастер, который выстраивает весь процесс, руководит и выполняет самые сложные, самые специфические операции. И вот, у такой печи будущий стеклодел будет работать с утра до вечера, выполняя сначала самые простые операции, постепенно переходя к более сложным, набираясь опыта и совершенствуя свои навыки.

Красный цвет – это раскаленное стекло, когда он исчезнет, стаканчик должен быть полностью готов.

Сами стеклоделы говорят, что мастером можно стать не раньше, чем через 18 лет. Почему именно такая цифра? Опять же, по словам венецианцев, именно за это время, помимо опыта, формируется чутье температуры, которое позволяет виртуозно работать с горячим стеклом. Оно и понятно – работать надо очень быстро, вовремя подогревать стекло, разные операции требуют своих температурных рамок, не станешь же перед каждым действием с термометром сверяться.

Это мастерская Pierini в Биоте, Франция.

Фьюзинг в мире

Конечно, вышесказанное относится к горячей технике выдувания. Фьюзинг, может, и проще. А может и нет. Смотря что под этим подразумевать. Если опять же – подложка и цветочки, ну пусть не цветочки, пусть кружочки, квадратики, что угодно – да, может, и ничего сложного. Но если б вы только видели, что делают именно методом фьюзинга мастера Америки!

Эту вазу сделала американская художница Mary Ann Toots Zynsky.

Это тоже ее работа.

И эта. Мэри Энн создала свой метод – ее работы созданы из огромного числа тонких стеклянных нитей. И это тоже фьюзинг!

А вот это – не поверите – кимоно из стекла. И создано оно тоже методом фьюзинга. Делают такую красоту два парня: Markow & Norris. Это их фишка – ткани из полос стекла.

На этом блюде видно, как создана ткань для кимоно.

А эти настенные скульптуры сделала Nina Cambron.

Это тоже почти фьюзинг. Автора не скажу – картинка из интернета. Но подобных штучек много, не то, чтобы эксклюзив, надеюсь, автор не обидится.

Вот такую волшебную крону можно тоже сделать при помощи фьюзинга. Это Mican Evans, тоже американец.

Вот еще прекрасное, Patti & Dave Hegland. Тоже фьюзинг.

Ну и напоследок добавлю, что знаменитая итальянская техника миллефиори – это тоже разновидность фьюзинга.

Вот вам для подтверждения мои вазы.

Можно, конечно, еще показать огромное количество прекрасных вещей. Все это сделано методом фьюзинга и слампинга, который у нас называют молированием. Конечно, не у каждого есть амбиции и возможности стремиться к совершенству. И делать небольшие сувениры – это тоже достойно и прекрасно. Но все-таки мне кажется правильным относиться к стеклу и к мастерству с бОльшим уважением, с большей серьезностью. Оно того стоит. Стекло отплатит дорогой монетой – красотой.

Что я посоветую тем, кто решил заняться фьюзингом

1. Сходить на пару мастер-классов. Но только так, чтобы вам показали все процессы от большого листа стекла до извлечения готового изделия из формы. Точнее до последних манипуляций с этим изделием. Почему не на один, а на два или на три? Потому что на следующий мастер-класс вы придете уже с какими-то вопросами, которые можно задать. Вы обязательно должны получить ответы на свои вопросы. Если вам не ответят – вы не очень правильно выбрали учителя.

2. Познакомиться и поговорить с кем-то, кто уже занимается фьюзингом – понять, с какими вопросами и трудностями вам предстоит столкнуться. Особенно важно понять технические моменты: какое нужно помещение, какие инструменты и приспособления. Второе: какие затраты вам придется нести не разово, а постоянно. Даже если вы собираетесь бутылки плющить, вам, кроме затрат на электроэнергию, понадобятся, как минимум, праймеры, они же разделители: керамобумага, порошок, возможно, дополнительные полки. Опять же, лучше, если вы поговорите с людьми, которые занимаются фьюзингом по-разному: с тем, кто работает дома, с тем, у кого своя мастерская и т.д.

3. Очень важно заранее найти себе «автосервис» - человека, к которому вы сможете обратиться за помощью. Который настроит вам печь. Поможет разобраться, если что-то пойдет не так. Печь ведь может сломаться, некорректно отображать температуру и т.д.

4. Хорошо бы найти такой «автосервис» и в виде человека, с которым вы станете советоваться время от времени. Честнее всего, если это будет тот, кому вы уже заплатили за обучение или мастер-классы. Опыт дорогого стоит, и просто так делиться своими наработками не очень-то правильно. При желании вы многое сможете добрать и при помощи интернета. Правда, придется переводить с английского. Но, поверьте, человек, который уже прошел этот путь, всегда подскажет вам что-то простое, чего вы не найдете ни в какой литературе.

5. Очень важно понять – а какое место вообще будет занимать фьюзинг в вашей жизни: вы хотите иметь это в виде хобби, которому будете уделять часть своего свободного времени? Или это будет ваш бизнес, вы собираетесь этим зарабатывать себе на жизнь? Или все материальные вопросы у вас решены, у вас есть постоянный доход, который не требует вашего контроля, и вы решили стать художником? Или вы в поиске и хотите попробовать всего? В зависимости от этого и будет выстроена ваша дальнейшая стратегия: станете ли вы обустраивать собственную мастерскую, поставите ли вы маленькую печку себе в квартиру, или, может, проще найти витражную фирму и за какую-то плату работать на их территории, проще говоря, арендовать место и время.

Рабочий процесс в моей мастерской. Пока печь не работает, может послужить просто рабочей поверхностью. Но я стараюсь так не делать.

Собственно, теперь вы будете готовы приступить к осуществлению ваших планов. Или решите, что это не для вас. И вот где-то здесь уже можно задаться вопросом, где и какую взять печь.

Повторюсь: вы готовы не к работе, не к тому, чтобы стать мастером, а к тому, чтобы начать движение в этом направлении. И если вы решитесь на это, я искренне пожелаю вам успехов и удачи на этом долгом и прекрасном пути.

Ваза Леопард
Ваза Леопард

 

Блюдо Агаты
Блюдо Агаты

 

Ваза Весна
Ваза Весна